Тема собрания

СЕНТЯБРЬ

Тема:Пути формирования бесконфликтного взаимодействия с детьми

Цель:профилактика конфликтов в семье

1. Беседуйте с детьми дружелюбно, в уважительном тоне. Чтобы воздействовать на них, постарайтесь сдерживать свой критицизм и усиливать позитивную сторону общения.

2. Слушая ребенка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте его, а затем кратко, своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьете сразу трех зайцев: ребенок убедится, что вы его слышите, он сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства, и, наконец, он убедится в том, что вы его поняли правильно. Поглощенный проблемой или чем-то еще расстроенный человек обычно теряет ощущение перспективы. Внимательно слушая, вы поможете ребенку разобраться в вопросе, «переварить» проблему.

3. Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза, из которых готовы брызнуть слезы, говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают — всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.

4. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.

5. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы. Скажите об этом ребенку откровенно, обещайте подумать. Но при этом непременно вернитесь к теме разговора.

6. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, о чем он вам говорит. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне еще вот о чем...».

7. Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав способ действия, вы не должны колебаться. Будьте дружелюбны и не выступайте в роли судьи.

8. Снизьте контроль. Более эффективным оказывается спокойное, отражающее реальность планирование способа действия.

9. Поддерживайте ребенка, признавая его усилия и вклад, равно как и достижения, показывайте всем своим поведением, что понимаете его переживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда пребёнок не достигает успеха.

10. Имейте мужество изменить иногда свое поведение. Это требует практики и терпения. Если какой-то подход окажется неудачным, не нужно отчаиваться — остановитесь, проанализируйте переживания и поступки — ребенка и свои. В результате в следующий раз вы будете лучше знать, как поступить в подобной ситуации.

11. Демонстрируйте полное доверие к ребёнку, уверенность в нем, уважение к нему как к личности.

ОКТЯБРЬ

Тема:КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СЕМЬЕ

Цель: Формирование ЗОЖ в семье

Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в учреждении образования является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребёнка могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов – учреждения образования и семьи. Современная деятельность педагогов учреждения образования и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребёнка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа её национальной безопасности. Сохранение и укрепление здоровья детей предусматривает повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимают детский сад и школа, которые выступают в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. Лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в учреждении образования и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни — это радость в доме, это залог счастливой и благополучной жизни детей в гармонии с миром. Семья для ребёнка – источник общественного опыта. Здесь он находит при-мер для подражания и здесь происходит его социальное рождение. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребёнка, им не всегда удаётся грамотно решать многие вопросы и возникшие проблемы, тем более, что многие дети большую часть времени находятся в учреждении образования. Поэтому учебные заведения оказывают существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребёнка. Только при полном понимании и поддержке со стороны родителей можно достичь поставленной цели.

Основные компоненты здорового образа жизни:

- рациональный режим;

- правильное питание;

- рациональная двигательная активность;

- закаливание организма;

- сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

НОЯБРЬ 

Тема:Ответственное отношение за сохранность жизни и здоровья ребенка

Цель:Создание безопасного пространства

Квартира должна быть неприступной крепостью. Сегодня это означает, что преступники не должны проникнуть в нее быстрее, чем за 5 минут, а также не должны остаться незамеченными. Высокую степень безопасности обеспечивает охрана, которая находится постоянно в холле или коридоре, непосредственно у дверей квартиры. Менее надежны посты, устанавливаемые при входе в здание.

В любом случае следует применить ряд мер по повышению безопасности жилища. К ним относятся:

1. Укрепление дверей:укрепление дверного блока, установка металлических и двойных дверей; установка как минимум двух замков различной конструкции, запирающихся ключом с обеих сторон; установка внутренних дверных задвижек, цепочек с сигналом; устройство широкопанорамного глазка типа «шпион»;навеска специальных петель или установка блокираторов, препятствующих снятию дверей с помощью домкратов или ломиков.

2. Укрепление окон: устройство решеток или жалюзи;установка закрывающихся на ключ оконных шпингалетов; выбор плотных штор, гарантирующих предупреждение визуального наблюдения за квартирой, особенно в вечернее время при включенном свете.

3. Установка сигнализации комбинированного типа, вызывающей сигнал в квартире, в офисе, на пульте вневедомственной охраны.

4. Установка телефона, предусматривающего возможность записи разговора и фиксации номера телефона звонящего, а также прямую связь с дежурной сменой службы безопасности в офисе.

5. Устройство скрытых видео- или аудиосистем с незаметными приводами включения для записи событий при нападении на квартиру.

6. Вывод электрощита в квартиру.

7. Желательность наличия в квартире служебной собаки.

8. Очистка коридора, лестничной клетки и площадки от посторонних предметов, затрудняющих проведение осмотра и способствующих организации нападения.

9. Наблюдение за тем, чтобы чердак и подвал были постоянно закрыты.

10. Обеспечение освещенности лестничной площадки в вечернее время.

11. Немедленная замена замка входной двери в случае утери ключа.

12. Постоянное наличие в квартире надежных средств пожаротушения.

Имеются некоторые особенности в обеспечении безопасности в собственном доме и на даче. В этих местах необходимо выполнение следующих условий: подходы к дому должны быть хорошо освещены; на дверях, окнах, деревьях, находящихся вблизи здания, целесообразно установить механические или магнитные датчики, реагирующие на удар и вибрацию; снаружи — приборы объемного изображения и радары, обнаруживающие любые движущиеся объекты; целесообразно установление во дворе дома подслушивающих устройств; дом должен быть окружен надежным забором с дистанционно открывающейся калиткой и скрытой системой видеоконтроля; забор может оснащаться электрошоковым устройством; в районах с острой криминальной ситуацией дома могут быть оборудованы надежными подземными выходами на случай их блокирования или поджога; во дворе и в доме целесообразно иметь сторожевых собак. Проживание в собственном доме требует усиления его безопасности. Охранники могут находиться как во дворе, в автомобилях, так и в доме и нести дежурство как неподвижными, так и подвижными постами. Особое внимание следует уделять обеспечению безопасности детей. «Детская» направленность преступного давления на деловых людей обусловливается относительной легкостью свершения преступления и рассчитана на то, что приоритеты в охране личности отданы самому деловому человеку, а также учитываются доверчивость, увлеченность и другие особенности детской психологии.

В этой связи наряду с физическими мерами безопасности детей им надо прививать осторожность в поведении и разборчивость в общении. В целях обеспечения безопасности рекомендуется:

1. Постоянно контролировать свое окружение, избегать контактов с сомнительными людьми, через которых злоумышленники могут получать информацию о детях.

2. Систематически тщательно проверять тех служащих, которые связаны с обслуживанием семьи и уходом за детьми.

3. Постоянно предупреждать и инструктировать детей о скрытой опасности и уловках, к которым прибегают злоумышленники. Это, в частности: демонстрация игрушек и предметов; демонстрация домашних животных и птиц в качестве приманки; приглашение пойти куда-нибудь и показать что-то необычное; приглашение для отбора с последующим участием в конкурсах, кино- и телесъемках, развлекательных программах и т. п. вовлечение детей в поиск пропавших своих детей или домашних животных; обращение к детям от имени их родителей, родственников, знакомых с просьбой о чем-либо или о следовании в какое-то место; приглашение покататься в автомобиле, на катере, в лодке; угощение детей сладостями, любимыми ими фруктами и деликатесами; вовлечение детей в игру, связанную с их перемещением, укрытием, а также с элементами насилия или секса. Следует также опасаться использования гипнотического и экстрасенсорного воздействия на детей, особенно с ослабленной психикой.

4. Детей нельзя оставлять без присмотра. Даже в доме за ними должен присматривать кто-либо из взрослых.

5. В школу, детский сад, на зрелищные или спортивные мероприятия детей должны сопровождать взрослые.

6. Следует знать о круге общения детей, характере взаимоотношений, лидерах среды. Целесообразно знать о сверстниках с сомнительными наклонностями, принадлежащих к так называемым трудным семьям.

7. Персонал, работающий в доме, сотрудники детских учреждений и учебных заведений, которые посещают дети, должны быть проинструктированы на случай возникновения угроз.

8. Детей следует приучать к осторожности в общении. В крайнем случае, они должны звать на помощь, оказывать физическое сопротивление. При этом подростки могут быть обучены приемам самообороны.

9. Лица, которым поручено сопровождение или охрана детей, должны быть представлены персоналу учреждений или учебных заведений, которые посещают дети.

10. Обо всех изменениях в режиме посещения УЗ необходимо заранее уведомлять сотрудников этих учреждений. В свою очередь обо всех изменениях в режиме работы детских учреждений их сотрудники должны сообщать родителям или лицам, сопровождающим детей.

11. Хотя бы один из родителей обязан знать, где и с кем в данный момент находятся дети, время их возвращения и маршрут следования.

12. Дети не должны сами поднимать трубку телефона в случае звонка. Особенно это не рекомендуется, когда в доме нет взрослых.

13. В сложные, криминально опасные периоды следует принять дополнительные меры защиты детей. При возникновении непосредственной опасности для детей меры их безопасности должны носить чрезвычайный характер: все делаться быстро, даже если для этого придется нарушить сложившийся распорядок. Независимо от действий охранников, о возникшей угрозе следует сообщить в органы милиции

14. Признаками возможной угрозы для детей могут служить:

выслеживание детей на улице, в общественных местах и посещаемых ими объектах; повторяющиеся назойливые приставания со стороны одних и тех же лиц или в одном и том же месте;

прозванивание домашнего телефона, попытки навязать интригующий детей телефонный разговор; анонимные угрозы в адрес родителей, самих детей, членов семьи, персонала учреждений, заведений и организаций, где пребывают дети;

факты сбора сведений о семье и детях, их распорядке дня, местах посещения, маршрутах и способах передвижения, предпринимаемых мерах безопасности и т. п.;

попытки применения физической силы, назойливого приставания с элементами психологического насилия на улице, в общественных местах и других ситуациях;

факты преступных проявлений в отношении детей компаньонов, других деловых людей, свидетельствующие о возможности распространения аналогичных преступных действий на детей других состоятельных родителей в данной местности.

ДЕКАБРЬ

ТЕМА:РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Цели: Повышение родительской компетенции

1. Когда вы браните ребенка, не употребляйте выражений: «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты». Ваш ребенок всегда и вообще хорош, он лишь сегодня что – то сделал не так, об этом скажите ему.

2. Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.

3. Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, возвращаясь домой, не забывайте сказать: «А все – таки, как хорошо у нас дома».

4. Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте с детьми вслух хорошую книгу, это сильно обогатит ваше духовное общение.

5. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно не правы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.

6. Всегда подбадривайте ребёнка. Уверенность появляется тогда, когда тебе говорят: "Я знаю, ты можешь это сделать! Ты это сделал! Потрясающе!». Но это не означает, что не следует критиковать. Критику нужно сочетать с похвалой.

7. Родители должны привить ребенку три главных качества: уважение, находчивость, ответственность.

ЯНВАРЬ

ТЕМА: Дети-зеркало родителей

Цель: улучшение эмоционального фона в семье

«Дети- зеркало родителей» Если ребенок живет в атмосфере критики, он учится порицать. Если ребенок живет в обстановке враждебности, он учится воевать. Если ребенок живет в атмосфере страха, он учится бояться. Если ребенок окружен жалостью, он учится жалеть самого себя. Если ребенок окружен насмешками, он учится робеть. Если ребенок окружен ревностью, он учится завидовать. Если ребенок живет с чувством стыда, он учится чувствовать себя виноватым. Если ребенок чувствует поощрение, он учится быть уверенным в себе. Если ребенок живет в атмосфере терпимости, он учится быть терпимым. Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным. Если ребенок живет в атмосфере любви, он учится любить. Если ребенок чувствует одобрение окружающих, он учится любить себя. Если вокруг ребенка все делятся друг с другом, он учится щедрости. Если ребенок живет среди честных и справедливых людей, он поймет, что такое правда и справедливость. Если ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить в себя и в окружающих».

ФЕВРАЛЬ

Тема: Ответственность родителей за воспитание несовершеннолетних

Цель: повышение правовой компетентности родителей

Статья 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Оставление в опасности»

1. Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья либо жизни или здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи –наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.

2. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет со штрафом или без штрафа. 3. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, – наказывается арестом или лишением свободы на срок до трех лет со штрафом.

МАРТ

Тема: Основные принципы воспитания

Цель: Создание доброжелательной атмосферы в семье

Сначала установите границы – затем требуйте их соблюдения. Вы должны сами для себя определить, чего вы хотите и чего не хотите. Ребенок, в свою очередь, тоже должен знать, что приемлемо в его поведении, а что – не дозволено. Только при таком условии наказание будет восприниматься им как акт справедливости. Иными словами, если вы не установили правила – не требуйте их исполнения. На вызывающее поведение отвечайте уверенно и решительно. Если ребенок демонстрирует явное неповиновение, если он идет на открытый конфликт, вы должны решительно и уверенно «принять бой». Беспомощность взрослого лишает его авторитета в глазах детей. Отличайте своеволие от детской безответственности. Это означает, что ребенка нельзя наказывать за непреднамеренный поступок. Если он забыл выполнить вашу просьбу или просто не понял вашего требования, не наказывайте его. Нельзя предъявлять к детской памяти и интеллекту такие же требования, как к взрослым. Детская безответственность – совсем не то же самое, что злостное непослушание, она требует более терпеливого отношения. Когда конфликт исчерпан – утешьте и объясните. Ребенок почти всегда тяжело переносит наказание. Он чувствует одновременно свою вину, растерянность, покинутость. После того как срок наказания истек, помиритесь с малышом. Обнимите его, погладьте, скажите, как вы его любите и как вам неприятно наказывать его. Еще раз объясните ему, почему он наказан и как в следующий раз следует поступать. Не требуйте невозможного. Родители должны быть уверены в том, что ребенок в действительности может исполнить то, что от него требуется. Нельзя наказывать его за то, что намочил постель или сломал часы, которые вы сами ему дали поиграть. Наказание в данном случае может стать источником неразрешенного внутреннего конфликта ребенка. Руководствуйтесь любовью. В любом воспитательном процессе неизбежны промахи, ошибки и конфликты. Мерилом здоровых отношений с детьми являются любовь, теплота, искренняя забота. Только они могут оправдать необходимость строгости и дисциплины.

АПРЕЛЬ

ТЕМА:"Принятие ребенка"

Цель: повышение педагогической компетенции родителей

Несколько советов о том, как следует слушать ребёнка:

• Не стоит с ходу делать вывод о том, что проступок был беспричинным. Спросите малыша, почему он вёл себя таким образом. Возможно, окажется, что у него была весомая причина для подобных действий. Расскажите, как иначе можно было справиться с такой ситуацией;

• Дайте ребёнку выговориться. Не перебивайте его;

• Пока ребёнок говорит, смотрите ему в глаза, чтобы он понял: вы внимательно слушаете его;

• Обратите внимание, какими жестами ребёнок сопровождает свою речь. Жесты помогут вам уяснить, трудно ли ему даётся рассказ, а также укажут на необходимость задать уточняющие вопросы;

• Спросите у ребёнка: "Как думаешь, что ты почувствуешь, если Паша ударит тебя?" Такие вопросы учат ребёнка понимать чужие эмоции;

• Выслушав ребёнка, предложите другие решения. Направляйте ребёнка, подсказывайте ему возможные выходы, а не называйте готовые ответы.

Китайская притча «Ладная семья».

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Семья была особая — мир и лад царили в той семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: — И все? — Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. — И, подумав, добавил: — И мира тоже».

Смогли ли мы на сегодняшней встрече ответить на вопрос: как правильно применять наказания и поощрения? Наверное, нет. И точного ответа никто не даст. Воспитательная проблема заключается не в количестве, а в отношении ребенка к наказывающему, и поощряющему. Это глубоко личное, индивидуальное дело воспитателя, родителя и ребенка. Важно, как формируются наши взаимоотношения, насколько родители и дети эмоционально близки друг к другу. Я желаю вам успехов в воспитании ваших детей! И в заключении цитата Дороти Лоу Нолт из книги «Революция в обучении». Дети учатся тому, что они видят вокруг себя: Если ребенок живет в атмосфере критики, он учится порицать. Если ребенок живет в обстановке враждебности, он учится воевать. Если ребенок живет в атмосфере страха, он учится бояться. Если ребенок окружен жалостью, он учится жалеть самого себя. Если ребенок окружен насмешками, он учится робеть. Если ребенок окружен ревностью, он учится завидовать. Если ребенок живет с чувством стыда, он учится чувствовать себя виноватым. Если ребенок чувствует поощрение, он учится быть уверенным в себе. Если ребенок живет в атмосфере терпимости, он учится быть терпимым. Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным. Если ребенок живет в атмосфере любви, он учится любить. Если ребенок чувствует одобрение окружающих, он учится любить себя. Если вокруг ребенка все делятся друг с другом, он учится щедрости. Если ребенок живет среди честных и справедливых людей, он поймет, что такое правда и справедливость. Если ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить в себя и в окружающих».

 

МАЙ

Тема: Воспитание любовью

Цель: формирование эмоционально принятия в семье

Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами. Непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшее детали поведения ребенка – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю его жизнь. Дети – первые, кто пострадал, глубоко и трагически от дефицита времени у взрослых. Возникла проблема для детей как обузы в семье, к сожалению, но это факты, шире стали применятся физические воздействия. Атмосфера семьи определяется ее прочностью, ее нравственными идеалами, дальними и близкими целями, эмоциональным складом. И, чем больше положительных эмоций получает в семье ребенок, тем лучше. Семья, при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость. Дети по своей природе чрезвычайно жадны до впечатлений. Дома должно быть интересно, семья должна давать добрую пищу воображению и чувствам. Дети как губка, впитывают все, что происходит вокруг них. Они не умеют хитрить и приспосабливаться. С помощью родителей у детей должно закладываться представление о том, какой должна быть семья, ее быт, взаимоотношения между членами семьи. Зачастую семья, в которой человек вырос, становится моделью его будущей семьи. Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный, но также и напряженный труд. И, выполняя эту работу, вы не один раз заходите в тупик, испытывая сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания. Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: нужно ли наказывать детей? Когда и как это делать? Можно ли испортить ребенка похвалой? За что можно хвалить ребенка? Очень часто ребёнок становиться нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения. Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка. «Я очень довольна твоими успехами», - говорит мама дочке. «Мне нравиться твоя сила воли», - замечает отец в беседе с сыном. Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребёнка. Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребёнка, на формирование его характера. Важно «вызвать» чувство удовлетворения, чтобы всё, что связано с использованием норм и правил высоконравственного поведения, сопровождалось положительными переживаниями. Существует много способов выразить ребёнку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный, легкий кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок… Поощрение ребенка, за что-то хорошее, примерное поведение укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны. Особенно важно поощрять ребёнка за умение находить и выполнять дела, нужные и полезные для семьи. Например, ребёнок, не дожидаясь указания родителей, по своей инициативе оказал помощь семье. Эти факты положительного поведения ребёнка следует одобрить, используя следующие высказывания – «Ты стал совсем взрослым, или же, какой ты молодец, я так обрадовалась, когда пришла с работы увидела…. и т. д.» Не всегда и не всё нужно поощрять. То, что вошло в жизнь и быт, превратилось в привычку, стало традицией, не требует поощрения. Поощрять надо лишь за действительные, а не за мнимые заслуги. Поощрение следует применять с учетом индивидуальных особенностей ребёнка. Многообразие форм и методов поощрения позволяет родителям не повторяться при их выборе. Это очень важно, так как адаптационные механизмы привыкания к часто повторяющимся воспитательным приёмам и методам снижают эффективность их влияния на процесс развития личности ребёнка. Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрениями. При частом повторении они перестают служить стимулом дисциплинирования. Дети привыкают к ним и перестают ценить поощрения.

Позвольте дать вам, уважаемые родители, несколько полезных советов, о том, как поощрять ребёнка в семье:

• Поощряйте ребенка улыбкой, словом, ласковым прикосновением руки, когда он старательно моет посуду, готовит уроки, с радостью играет с младшей сестрой;

• Дарите ребёнку подарки, но при этом учите его, как их принимать, быть благодарными за любые знаки внимания, проявленные к нему;

• Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядится, обсудите это с ним;

• Поощрение дает более эффективный результат, чем наказание. Вызывая положительные эмоции, оно способствует формированию позитивных качеств личности, таких как: чувство собственного достоинства, доброжелательности, чуткости, дисциплинированности, ответственности и т. д.;

• Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрениями. Чрезмерное заласкивание, захваливание порождают самодовольство, тщеславие, эгоизм. При частых необоснованных поощрениях дети привыкают к ним и не ценят.

Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения им норм нравственности. Аналогично поощрению существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к поступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т. д. «Не ожидала от тебя», - говорит грустно мама, и для ребёнка это уже является наказанием. Ибо из уст самого родного человека прозвучала отрицательная оценка его поведения. Но надо помнить, чем больше родители используют такие авторитарные методы воздействия, как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это оказывает влияние на поведение их детей. Если же вдобавок взрослые разгневаны, раздражены, настроены враждебно или вовсе впадают в истерику, то не следует ожидать положительного результата. Разумеется, не следует увлекаться наказаниями. Но в то, же время нельзя снисходительно, примиренчески относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность. А.С. Макаренко правильно указывал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство. Умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их». Надо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребёнка, не оскорбляло его человеческое достоинство. Наказание не достигнет цели, если налагается в состоянии раздражения. Сознательную дисциплину невозможно установить путём грубых окриков. Порицание нужно делать кратко, ясно, твёрдо и требовательно, но без запальчивости и раздражения. Наказание не должны быть слишком частыми. Если ими злоупотреблять, дети привыкают к ним и перестают на них реагировать. Но в, то, же время нельзя снисходительно относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность. Особого подхода требуют дети, которые легко возбуждаются, дети с теми или иными проблемами в здоровье. Процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения. Поэтому нередко в отношениях с другими детьми, а иногда и взрослыми они проявляют резкость, грубость, развязность. Запрещения и замечания взрослых, особенно если делаются в резкой форме, не всегда положительно влияют на таких детей. Здесь полезно предъявлять требования в виде просьбы, совета. Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребёнок очень чувствителен к справедливости наказания. Если родители уверены в целесообразности наказания, то всё равно нужно проявлять гибкость и дипломатичность.

Пожалуйста, помните следующее:

• Вы можете ошибаться;

• Имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его незаслуженно;

• Контролируйте поведение ребёнка всегда, старайтесь предупредить его возможные отрицательные поступки. В процессе воспитания дисциплинированности приходиться прибегать и к наказаниям.

Но и конечно есть небольшие советы по поводу того, как сделать наказание эффективным, если соблюдать следующее условия:

• Наказание действенно, когда оно понятно ребёнку, и он считает его справедливым. После наказания о нём не вспоминают, а с ребенком сохраняются нормальные отношения;

• Если ребенок провинился, его можно наказать только один раз. Даже если поступков совершено сразу несколько, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу;

• Употребляя наказание, нельзя оскорблять ребенка. Наказываем не по личной неприязни, а по педагогической необходимости;

• Не наказывайте, если нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания;

• Не допускайте превращения наказания в орудие мести. Воспитывайте убеждение, что ребенка наказывают для его же пользы;

• Наказание не должно вредить здоровью ребенка – ни физическому, ни моральному. Если ребенок болен – воздержитесь от наказания;

• Каким бы то не было наказание, ребенок не должен его бояться. Он должен знать, что в определенных случаях оно неотвратимо. Не наказания он должен бояться не гнева, а вашего огорчения.

поделиться в: